ПАМЯТКА
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОДНОГО ОБЪЕКТА В ЦЕЛЯХ ПИТЬЕВОГО, ХОЗЯЙСТВЕННО-БЫТОВОГО ВОДОСНАБЖЕНИЯ
Владельцам скважин (Недропользователям), использующим воду для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения необходимо выполнять требования
СанПиН 2.1.3684-21 Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
Соблюдения санитарных норм и правил на водозаборе необходимо, чтобы предотвратить вспышки эпидемий и массовых заболеваний, передаваемых через воду. Кроме того, скважина, как источник питьевого водоснабжения, должна быть защищена от намеренного или случайного попадания в нее загрязнений
ВАЖНО!
На основании ст. 18 ФЗ № 52 использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.
Водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.
Качество воды водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, должно соответствовать гигиеническим нормативам в зависимости от вида использования водных объектов.
На основании ст.91 СанПиН 2.1.3684-21 в случае несоответствия гигиеническим нормативам качества воды водных объектов, должна применяться водоподготовка, обеспечивающая качество и безопасность питьевой воды в распределительной сети в соответствии с гигиеническими нормативами.
КАК ПОЛУЧИТЬ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ?
Перед тем как начать оформлять Санитарно-эпидемиологическое заключение (СЭЗ) на вид деятельности – использование водного объекта в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения владельцам скважин необходимо разработать проект ЗСО и получить экспертное и Санитарно-эпидемиологическое заключение на проектную документацию.
Подробнее о Проекте ЗСО вы можете ознакомиться перейдя по ссылке.
Далее необходимо разработать и согласовать в Территориальном управлении Роспотребнадзора Рабочую программу контроля качества подземных вод (РПККПВ) или Программу производственного контроля.
Согласованную Программу производственного контроля, экспертное и СЭЗ на проект ЗСО необходимо предоставлять в составе комплекта заявочных материалов, для получения экспертного и СЭЗ заключений на вид деятельности.
Рабочая программа должна быть разработана и согласована в соответствии с Правилами осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, установленными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.01.2015 г. № 10 и приложениями № 2 - № 4 к СанПиН 2.1.3684-21.
Программа производственного контроля утверждается на срок не более 5 лет и включает в себя:
а) перечень показателей, по которым осуществляется контроль;
б) указание мест отбора проб воды, в том числе на границе эксплуатационной ответственности организаций, осуществляющих водоснабжение, и абонентов;
в) указание частоты отбора проб воды.
Перечень показателей для отбора проб воды, кратность и места отбора проб определяются в зависимости от технологической схемы водоснабжения, исходного качества подземных вод и количества обслуживаемого населения. При этом Территориальный отдел Роспотребнадзора вправе расширить перечень показателей, по которым осуществляется производственный контроль, и увеличить частоту отбора проб воды.
ВАЖНО!
Обор проб воды осуществляется:
- из источника питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения;
- после водоподготовки перед поступлением воды в распределительную сеть;
- в распределительной сети.
После согласования Рабочей программы можно приступать к следующим этапам работ:
1. Подготовка заявочных материалов для получение экспертного заключения о возможности использования водного объекта в заявленных целях. Подача комплекта документов на экспертизу в ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии»;
2. Организация выезда санитарного врача ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии», для обследования водозаборного узла и его места размещения;
3. Подготовка заявочных материалов для получения СЭЗ о возможности использования водного объекта в заявленных целях. Подача комплекта документов на экспертизу в ТО Роспотребнадзора;
В составе заявочных материалов, для получения экспертного и санитарно-эпидемиологических заключений в обязательном порядке должны быть следующие документы:
- Паспорта скважин;
- Экспертное и СЭЗ на проект ЗСО;
- Согласованная Программа производственного контроля;
- Описания технологической схемы водоснабжения и водоподготовки, с приложением подтверждающих документов (паспорта оборудования, сертификаты на фильтрующий материал и тд);
- Результаты лабораторных исследований воды до и после водоподготовки, за период эксплуатации, в том числе полученные не ранее текущего календарного года;
- Информация об обслуживающем персонале и ответственном за ВЗУ;
- Информация о канализовании территории; договора на вывоз ТБО и проведение лабораторных исследований воды и тд;
В приведенном списке указаны основные документы, входящие в состав заявочных материалов, однако это не полный перечень документов, которые необходимо иметь Владельцу скважин, для получения СЭЗ.
Ниже приведена последовательность и срок выполнения этапов работ.
1 Этап работ - Рабочая программа (Надзорный орган - Территориальный отдел Роспотребнадзора, Продолжительность - до 40 дней, учитывая срок согласования программы)
2 Этап работ - Обследование ВЗУ; Получение экспертного заключения (Надзорный орган - ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии», Продолжительность - до 3 месяцев, с учетом подготовки комплекта заявочных материалов)
3 Этап работ - Получение Санитарно-эпидемиологического заключения (Надзорный орган - Территориальный отдел Роспотребнадзора, Продолжительность -до 40 дней, с учетом подготовки комплекта заявочных материалов)
Плата за проведение обследования и экспертизы водозаборного узла в ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» взимается на основании установленных расценок экспертного органа и зависит от количества водозаборных площадок и их удаленности друг от друга.
Плата за выдачу СЭЗ в ТО Роспотребнадзора не взимается
НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
Основными нормативными документами, устанавливающими санитарные правила являются:
- Федеральный закон от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения";
- СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий»;
- СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения»;
- СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания" СанПиН 1.2.3685-21;
- Правила осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 6 января 2015 г. № 10.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Без наличия экспертного и Санитарно-эпидемиологического заключений на использование водного объекта в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения Владелец скважин не сможет выполнить ряд Условий Лицензии на недропользование.
Так, Отчет с подсчетом запасов подземных вод не принимают на экспертизу в Государственную комиссию по запасам, без предоставления экспертного и/или санитарно-эпидемиологического заключения на вид деятельности.
Также, в случае не предоставления в составе Проекта Водозабора санитарно-эпидемиологического заключения на вид деятельности невозможно получить Протокол о согласовании проектной документации.
Не выполнение требований санитарно-эпидемиологического законодательства, в том числе выполнение работ по организации ЗСО является нарушением требований Условий пользования недрами (Лицензии) и закона «О санитарно-эпидемиологическим благополучии населения».
За невыполнение условий Лицензии предусмотрена Административная ответственность.
Размер штрафных санкций за невыполнение условий пользования недрами установлены частью 2 ст. 7.3 КоАП РФ и составляют:
- для должностных лиц - от 20 000 до 40 000 рублей;
- для юридических лиц – от 300 000 до 500 000 рублей.
При этом привлечение к административной ответственности не освобождает от обязанности устранить выявленные нарушения.
Также, нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению влечет наложение административного штрафа:
- на граждан в размере до 1500 рублей;
- на должностных лиц - до 3000 рублей.
- на юридических лиц - до 30000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток (ст. 6.5 КоАП РФ).
Если же в результате нарушений произошло массовое отравление или смерть человека, то это уже уголовное преступление, за которое полагается до 7 лет тюремного заключения (ст. 236 УК РФ)!
При выполнении работ по разработке и согласованию Программы производственного контроля, получения экспертного и Санитарно-эпидемиологического заключений на использование водного объекта важен комплексный подход. Лучше всего доверить оформление всей документации одной проектной организации, которая учтет все требования законодательства и выполнит работы в правильной последовательности.
Специалисты ГК "АКВА-ХЭЛП" выполняют полный комплекс геологоразведочных работ, в том числе работы по выполнению санитарного законодательства, в том числе работы по получению СЭЗ для Владельцев скважин.
СТОИМОСТЬ выполнения работ - от 80 000 рублей.