Наталия Шелепина - специалист отдела Лицензирования
Вода — это не только основа жизни на земле, но и незаменимая составляющая любого производственного процесса, но, несмотря на это, о важности роли воды в производстве часто не задумываются. Мы редко вспоминаем о воздухе, которым дышим, и о воде, которая обеспечивает производственные процессы, тоже вспоминаем редко. Собираясь строить новую ферму, завод, фабрику, или реконструировать действующее производство инвесторы уделяют много внимания выбору породы скота, выбору производителей технологического оборудования, или материалам отделки. Ну а что вода? — Вода будет. Приедут специальные люди, пробурят в земле отверстия, и там будет вода. Конечно, всё то, о чём думает инвестор крайне важно, но и вопросы, связанные с добычей и легализацией воды важны не меньше.
Причём вопросы не только технические, но и юридические. Никакие, даже самые лучшие, коровы не выживут, а самый качественный сыр не будет произведён если инспектор природоохранной прокуратуры предпишет закрыть нелегальный, с его точки зрения водозабор, начислив при этом «беспечным хозяйствующим субъектам» штраф от 1 000 000 рублей. По некоторым данным, каждое третье пищевое предприятие в РФ тратит на штрафы до 2 500 000 рублей в год и это только начало.
Ещё несколько лет назад оформлением разрешительной документации на водозаборы занимались далеко не все, да и те, кто что-то всё-таки оформлял, редко читали, что именно написано в Лицензионных условиях, прилагающихся к Лицензии на добычу подземных вод. Так были пробурены сотни, если не тысячи, неоформленных должным образом, а значит с точки зрения законодательства о недрах, незаконных скважин.
По состоянию на осень 2019 года ситуация изменилась кардинально, государство стало неукоснительно требовать исполнения законодательства в области добычи подземных вод, поэтому над недобросовестными недропользователями нависла реальная угроза крупных штрафов и административных дел. Штрафы за безлицензионное использование водозаборных скважин в совокупности доходит до нескольких миллионов рублей. И если бы всё ограничивалось только штрафами! Вместе со штрафом выписывают так называемое Предписание на выполнение целого ряда мероприятий, и все их необходимо выполнить к сроку, а сроки часто дают нереальные. При невыполнении опять штрафы, а далее - закрытие водозабора и огромные убытки.
Нужно чётко понимать, что сама по себе уплата штрафов ничего не гарантирует! Все обязательства недропользователя перед государством остаются в силе до выполнения полного пакета требований законодательства. Поэтому все и заговорили о необходимости срочной легализации водозаборов, причём это касается не только тех, кто пробурил скважины без оформления каких-либо документов, но и тех, у кого лицензия когда-то была, но давно закончилась.
Лицензия не является «индульгенцией» — это, всего лишь «входной билет»!
Сама Лицензия на право пользования недрами с целевым назначением «добыча подземных вод», это только малая часть того долгого нелёгкого пути, который предстоит пройти недропользователю.
Так что же это за важные и необходимые документы, которые требуют обязательного оформления!?
Первое, это, конечно, сама Лицензия на право пользования недрами.
Но лицензия, это только разрешение на проведение работ, которые необходимо выполнить для того, чтобы потом добывать подземные воды абсолютно законно. Перечень этих работ всегда прописывается в Приложении №1 к Лицензии, это приложение называется Условия пользования недрами (Лицензионные условия).
Прежде всего, это геологическое изучение недр. Государство, прежде чем разрешить добывать полезные ископаемые (в том числе и воду) требует, чтобы было проведено подробное изучение этого ископаемого, а результаты изучения представлены Государству в строго определённой форме. Работы выполняются в два этапа:
Первым этапом, разрабатывается Проект работ по геологическому изучению недр. Этот проект передаётся на Государственную экспертизу. После получения положительного заключения экспертизы и Государственной регистрации работ, недропользователь получает право проводить работы по Оценке запасов подземных вод, в том числе бурить скважины.
Второй этап включает в себя бурение скважин и Оценку запасов подземных вод. После окончания бурения скважин специалисты-гидрогеологи отбирают пробы воды, проводят в скважинах различные опыты и наблюдения, на основании которых готовят Отчёт об оценке запасов подземных вод. В этом Отчёте специалисты отвечают на следующие вопросы:
-достаточно ли в скважинах воды?
-пригодна ли она для использования?
-не приведёт ли эксплуатация водозабора к неблагоприятным экологическим последствиям?
- не повлияет ли работа нового водозабора на другие, уже построенные водозаборы?
Отчёт предоставляется Государственной комиссии, которая его проверяет, утверждает запасы подземных вод и ставит их на государственный учёт. Результаты всех работ предоставляются в государственный геологический фонд.
Там, где вода идёт на хозяйственно-бытовые нужды и производство пищевой продукции, работа водозаборов контролируется санитарно-эпидемиологической службой — Роспотребнадзором. Его требования сформулированы в санитарных правилах и нормах (СанПиН).
Вокруг скважин должна быть организована Зона санитарной охраны водозабора (ЗСО). Проект ЗСО разрабатывается специалистами, проходит экспертизу и утверждается специальным Санитарно-эпидемиологическим заключением.
В ближайшее время всех ждёт ещё и процедура государственного утверждения зон санитарной охраны. Наличие таких зон — это ограничение прав на распоряжение земельными участками для всех собственников, чьи владения попадают в эти зоны. С точки зрения земельного законодательства, зоны санитарной охраны — это ЗОУИТ (зоны с особыми условиями использования территории). Естественно, что такие ограничения должны устанавливаться непосредственно органами государственной власти, а не санитарной службой. Представьте себе, как будет «рад» владелец земельного участка, собиравшийся построить, к примеру АЗС, но узнавший, что теперь он не сможет этого сделать, потому что его сосед успел построить водозабор. До недавнего времени в разных регионах этот вопрос решали по-разному. Где-то региональные власти разрабатывали собственные регламенты установления ЗСО, где-то — просто не утруждали себя этим вопросом. В прошлом году в закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» были внесены изменения, и теперь Правительство РФ должно выпустить Положение об утверждении ЗСО. Скоро это положение будет выпущено и всех ждёт ещё один круг бюрократического ралли, а следом, всех, кто отнесётся к этой инициативе не серьёзно, попросят «внести в кассу» миллионные штрафы за отсутствие согласованной должным образом Зоны санитарной охраны водозабора.
На действующем водозаборе и в водопроводной сети должен вестись постоянный контроль качества воды. Программа производственного контроля качества питьевой воды – это отдельный очень важный документ, который утверждается Роспотребнадзором. После того, как водозабор построен, на нём установлена Система очистки воды и он полностью готов к эксплуатации, приезжают санитарные врачи, проводят обследование водозабора и на основании этого обследования Роспотребнадзор выдаёт ещё одно Санитарно-эпидемиологическое заключение уже на использование водного объекта для питьевого водоснабжения.
Но и это ещё не конец истории про Легализацию недропользования!
Добыча подземных вод может вестись только на основании Технического проекта разработки месторождения подземных вод (Проекта водозабора). В этом Проекте собирается вся информация о водозаборе, его скважинах, зонах санитарной охраны, используемом оборудовании, а также прописываются требования к его эксплуатации, режиму проводимых наблюдений и многое другое. Проект разрабатывается профильными специалистами гидрогеологами и согласовывается специальной Государственной комиссией.
После выполнения всех перечисленных мероприятий недропользователь вправе приступить к совершенно законной добыче подземных вод для удовлетворения своих нужд, не забывая при этом готовить Ежеквартальную и годовую отчётность, платить Водный налог и быть готовым предоставить свой водозабор для плановой проверки уполномоченным государственным органам.